• Акции
    • Jazz Standards
      Jazz Standards
    • Рождественские открытки
      Рождественские открытки
    • II-V-I Smooth Jazz Guitar Licks
      II-V-I Smooth Jazz Guitar Licks

      Внимание! Новинка!

      Для тех, кто изучает обыгрывание II-V-I

      > > Узнать подробнее < <

    • EASY CHORD MELODY
      EASY CHORD MELODY

      Джазовые Сhord Melody для начинающих

      > > Узнать подробнее < <

    • Импровизация на гитаре
      Импровизация на гитаре

      10 полезных и эффективных практик для роста

    • Индивидуальное обучение по Skype!
      Индивидуальное обучение по Skype!

      Импровизация, аккомпанемент, джазовая гармония, фразировка, chord melody, и многое другое…
      Записаться на бесплатную консультацию!

      > > Подробнее… < <

    • Импровизация на Rhythm Changes
      Импровизация на Rhythm Changes

      От простого к сложному

      Серия из 10 видео ( Уроки + учебные демонстрационные видео ), посвященных импровизации на аккордовую  последовательность Rhythm Change. Подпишитесь на мой Telegram-канал, чтобы увидеть всю серию!


      > >  Подписаться на Telegram-канал  < <

Волнение перед сценой и на сцене

Друзья, пишу ответ на тему "волнение перед выступлением" всем тем, кто об это меня просил.

Ниже я выделил на мой взгляд моменты, которые актуальны на мой взгляд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Подготовка.

Определенный процент волнения на сцене связан с неуверенностью в исполняемом материале. Я говорю про случаи когда материал плохо подготовлен. Например, это может быть плохо выученная мелодия темы, или последовательность аккордов и т.д. Суть в том, чтобы не выносить на люди сырой "недоученный" материал. Та часть материала, которая должна быть выучена и играется нота в ноту должна играться уверенно и без сомнений, а ту часть, которая является импровизационной (если таковая имеется), важно проработать заранее. (Включая все возможные аспекты подготовки импровизации как таковой).

Почти всегда такое волнение присутствует в ситуациях, когда тебе не за кого спрятаться в ансамбле. Например, вы должны сыграть и тему, и импровизацию, и аккомпанемент другому на композицию, с которой на слух немного знакомы, но сильно сомневаетесь, что на ходу точно воспроизведете ее на инструменте. Т.е. вероятность лажи возрастает в разы. Например, на джем сейшн часто предлагают поиграть темы, с которыми вы слабо знакомы или не знакомы вообще. Или когда вы играете в составе, где вы единственный солирующий инструмент. В таких ситуациях я, например, предпочитаю либо отказаться, либо играть то, в чем я больше уверен (ту музыку, с которой я хорошо знаком). 

Обкатка.

Конечно ничто не может заменить живой опыт. Безусловно, чем чаще играешь на людях, тем уверенней себя чувствуешь в подобных ситуациях. Поэтому важно регулярно играть перед аудиторией. Причем любой аудиторией. И в определенных случаях будет полезным "обкатать" программу перед "некритичной " аудиторией, прежде чем выносить ее на суд аудитории, где вы будете чувствовать большую ответственность. Заодно сразу увидите все недочеты, слабые места, и поймете, что и как в следующий раз можно сделать лучше.  Каждый последующий раз играть эту программу на людях вы будете намного увереннее.

Запись

На репетициях полезно себя писать и после слушать для анализа. Ситуация, когда Вы играете зная, что сейчас идет запись, очень схожа по сути с ситуацией, когда Вы выступаете перед оценивающей Вас аудиторией. Поэтому чем чаще Вы будете писать себя, тем быстрее Вы преодолеете это волнение, которое свойственно таким ситуациям.

По поводу записи скажу еще один момент. Очень важно не разграничивать для себя игру на репетиции и игру на, так сказать, " на чистовик".  Важно КАЖДЫЙ раз играть как "на чистовик". Не обманывайтесь, что типа, мол, на концерте я выложусь, а на репетиции можно не сильно напрягаться. Важно всегда играть "как в последний раз", как будто на запись. (Даже если Вы не пишете себя в этот момент). Это важно для того, чтобы развить в себе чувство аккуратности и ввести в привычку выкладываться как на сцене. Это поможет привыкнуть к чувству ответственности, чтобы потом не шарахаться от него тогда, когда ответственность будет вполне реальной. И тогда, играя для аудитории, Вы уже будете в своей эмоционально знакомой и потому комфортной для вас зоне. 

Сбить адреналин. 

В некоторых случаях волнение может достигать уровня, при котором начинаешь ощущать физический дискомфорт. Млеют руки, закрепощение мышц, учащенное дыхание, или еще какая-нибудь гадость. Во всех подобных случаях могут быть полезными различные физические упражнения. Это могут быть приседания (они помогают сбить отдышку), отжимания, или еще что-нибудь...  Тем самым Вы, так сказать, "собьете адреналин" и тело поуспокоится.

Концентрация на музыке,

По опыту заметил, что для меня важно сразу максимально абстрагироваться от того, что ты играешь для кого-то и что тебя слушают. Так сказать, играть из некого личного пространства, без оглядки на аудиторию. Сложно концентрироваться на музыке и одновременно блуждать мысленно на темы "кто вас слушает" " как на вас смотрят" и " что о тебе подумают" и т.д....  Важно сразу выкинуть из головы что Вы якобы предоставляете что-то на суд публики. Нужно, так сказать, "выключить для себя аудиторию", сконцентрировать все внимание на музыкальном эфире.   

Чего мы боимся? 

Из разряда субъективного...

В большинстве случаев волнение обусловлено также и психологическими факторами. Если копнуть немного глубже и честно ответить себе на вопрос «почему мы склонны волноваться перед публикой», то практически всегда мы найдем, что мы переживаем по поводу реакции публики на нас. Как мы сыграем хорошо или плохо, как нас примут, понравится ли, оценят ли или зафукают... 

И в таких ситуациях мы невольно ставим свое чувство собственного достоинства в прямую зависимость от оценки и мнения этих людей. И здесь есть свой парадокс. Хотя мы и играем для людей, но быть по настоящему свободным и творческим на сцене можно только будучи свободным от мнения и оценки тех же самых людей. 

ЭГО

Наше ЭГО говорит нам: "Ты должен всем доказать, что ты чего-то стоишь", " Все должны понять, что ты умеешь играть»," Если ты облажаешься, то все это заметят и поймут, что ты бездарность и играть не умеешь"... и все в подобном ключе, только возможно завуалированным под разными личинами.  ЭГО очень жаждет похвалы и боится критики и отвержения. Таким образом оно как бы делает меня заложником.

Как кто-то метко высказался по поводу страха публичных выступлений:

 " страх публичных выступлений уйдёт вместе с желанием самих этих публичных выступлений "...

Т.е. уровень нашей внутренней свободы и спокойствия на сцене во многом зависит от того, насколько мы свободны мнения людей.  По своему опыту знаю, что в моменты, когда ты переживаешь о том, чтобы не ударить лицом в грязь перед другими, это получается хуже, чем в те моменты когда об этом не заботишься.)) Я расцениваю подобные вещи что-то сродни искушению, оно может приходить абсолютно ко всем.

На мой взгляд важно отбросить все потуги и мотивы понравится публике или даже впечатлить ее. Это только мешает.  К тому же «впечатлить» сейчас стало невероятно тяжело. Да и в целом это очень тяжкое бремя. Вы будете обречены постоянно переживать о том, что Вы не впечатлили кого-то так же, как ваши знакомые друзья гитаристы. Ну и смотреть других по ютюбу тоже часто будет мукой.))

Мой случай

Что касается меня лично.  Я, как и все, подвержен переживаниям перед выступлением. Но понимая природу этих переживаний, мне стало с ними намного легче справится.

В некоторых случаях они зависят от вышеперечисленных объективных факторов. Подготовки, и от того, что давно не играл на людях. Также время от времени приходится бороться и со своим эго. И в таком случае я просто молюсь. Потому что в эти минуты я сам зачастую не властен над своими эмоциями. И если я начинаю замечать за собой подобного рода зависимость от мнения, я прошу Бога дать мне свободу от этого.  Молюсь чтобы Бог послал бесстрастное состояние духа.  В моем случае эффект зависит от того, насколько я способен с Божьей помощью заранее молитвенно настроится на правильную волну.  

Думаю, очень важно, чтобы занятие музыкой само по себе приносило удовольствие. Это само по себе хорошая мотивация. И важно получать удовлетворение музицируя, когда на Вас никто не смотрит. И не поддаваться искушению переключится на режим, когда удовольствие уже зависит от чьей-то оценки. Просто играйте и старайтесь получать от этого удовольствие независимо делаете ли Вы это одни дома, или на сцене перед людьми.

Ну, а если копнуть еще глубже, то на мой взгляд хорошее лекарство – это иметь источник Вашего собственного достоинства где-то на стороне, вне сферы Вашей деятельности. Чтобы вся деятельность не была заложником этого одного единственного мотива, а была продуктом, так сказать, свободной утвержденной личности.)) В моем случае такой источник — это Божья благодать, явленная ко мне в Иисусе Христе.

И еще пару слов.

Друзья, мой вам совет - не нужно никого «впечатлять». По-настоящему «впечатлить» кого-то сейчас уже очень сложно. Разве что своих друзей не-музыкантов. Лучше ориентироваться на образ мышления, где в музыке главными достоинствами являются искренность, самобытность и хороший вкус. И не имеет никакого значения масштаб успеха, которого Вы достигнете или не достигнете.

Конечно, есть другие варианты борьбы с волнением. Можно заранее натыкать дули всем, кому в итоге не понравится Ваше выступление, и в этой высокомерной позиции начинать играть концерт. Это особенно актуально, когда тебя пристально слушают критически настроенные Ваши коллеги музыканты. Например, на академзачете)) 

Можно мысленно представить, что все люди, которые сидят в зале любят Вас без памяти и почитают за счастье слушать Вас сегодня. Возможно, это сработает для кого-то)) Для друзей играть все же легче.

И еще совет. Не пейте спиртное перед выступлением. Это притупляет реакцию.И может сыграть злую шутку с вашим телом))

В общем как-то так.

Комментарии   

 
Просто Петр
0 # Просто Петр 14.01.2016 19:15
Ценные советы. Пошла психология.
Хотя я бы добавил (из опыта), что кое-что упрощается если предстоит вечеринка банкет или свадьба...

 
 
Алексей Р
0 # Алексей Р 14.01.2016 22:56
Спасибо, Дмитрий) Особенно за то, что поделились личным опытом. Фраза " предпочитаю либо отказаться, либо играть то, в чем я больше уверен (ту музыку, с которой я хорошо знаком)" в абзаце про неуверенность в материале -именно то, что подсознательно хотел услышать. Еще раз спасибо.

 
 
Игорь
0 # Игорь 15.01.2016 22:55
Дмитрий, спасибо за ваши советы и искренность ,с которой вы ими поделились. Я нашёл для себя много полезного . Эта тема нечасто обсуждается , а она , мне кажется, актуальна для исполнителя любого уровня .Позволю себе добавить ещё некоторые, их рекомендуют всем, кто публично выступает: вместе с физическими упражнениями( например , отжимание приседание , "бой с тенью") о которых вы упоминали, делать дыхательную гимнастику ( чередование быстрых и медленных выдохов, задержка дыхания и т.д.) ; встать перед зеркалом и "поиграть мимикой" , раскрепостить лицо .
 
 
Nastyas
+1 # Nastyas 29.01.2016 08:18
Особенно ценно и приятно слышать эти советы от таких людей - опытных, талантливых, которых, казалось бы эта тема и не волнует... Спасибо! Еще могу добавить вот что, слышала от одного музыканта - не надо собираться перед выступлением, брать себя в руки. Надо расслабиться. и думать только о ритме, войти в него.

 
 
Микаэл
0 # Микаэл 10.03.2016 16:34
Спасибо! Отличная статья!! Особенно для таких как я , которые только начинают выступать.

 
www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 160745566601
Яндекс.Метрика